Откуда есть пошла новогодняя ёлка

  • четверг, 19 декабря, 2013 - 20:28

    Украшенная мишурой, игрушками, сладостями, свечками или лампочками ель стала обязательным атрибутом Нового Года. Откуда она появилась, что означает, почему именно ель, зачем вообще её украшать? Мы редко задаём себе эти вопросы, а ведь этот, столь привычный новогодний символ – последний отголосок мощных и древних магических практик, важных и действенных обрядов.

    Современные новогодние традиции стали развитием рождественской обрядности христианских церквей, а она является калькой (как и сам праздник Рождества) с древних языческих обрядов Зимнего Солнцестояния (Коловрат, Йоль) – праздника Рождения Солнца, соединяющего в себе прощание со старым, умирающим светилом и встречу нового, молодого Солнца. В этих обрядах слились символика погребальная и символика возрождения жизни.

    Ель – вечнозелёное хвойное дерево семейства сосновых с конусообразной кроной и длинными чешуйчатыми шишками. У многих народов это дерево издавна использовалось в качестве магического растительного символа. Например: в Древней Греции ель считалась священным деревом богини охоты Артемиды; есть мнение, что именно из древесины серебристой ели был сделан Троянский конь; согласно легенде, еловая древесина была использована в качестве символа на потолке храма Соломона; в кельтской мифологии ель, символизировавшая собою день зимнего солнцестояния, воспринималась как существо женского пола: "дерево рождения", или сестра тиса, который считался "деревом смерти".

    У некоторых народов ель издавна была особо почитаемым деревом в первый день Нового года, связанным с днем зимнего солнцестояния. Так, например, ханты считали её "священным шестом", которому они приносили жертвы. Удмурты, также поклонявшиеся ели, зажигали на ней свечи, совершали рядом с ней моления, принося жертвоприношения еловым ветвям, которые почитались у них как богини. Они обычно клали на пол еловую ветку, предлагая ей в жертву хлеб, мясо и питьё; а начиная строительство дома, под фундамент ставили маленькую ёлочку и расстелив перед ней скатерть, предлагали ей жертвоприношения. Возвращаясь после похорон с кладбища, они стегали друг друга еловыми ветками, чтобы воспрепятствовать духам следовать за ними до дома. В качестве ритуальных бичей еловые ветви использовались на Новый год многими северными народами.

    История превращения ели в рождественское дерево до сих пор точно не восстановлена, хотя существует мнение, что этот обычай восходит к гораздо более древней традиции "майского дерева". Известно лишь то, что случилось это на территории Германии, где ель во времена язычества была особо почитаемой и отождествлялась с мировым деревом. Именно здесь, у древних германцев, она стала сначала новогодним, а позже – рождественским растительным символом. Среди германских народов издавна существовал обычай идти на Новый год в лес, где выбранное для обряда еловое дерево освещали свечами и украшали цветными тряпочками. Со временем еловые деревца стали срубать и приносить в дом, где они устанавливались на столе, к нему прикрепляли зажжённые свечки, вешали яблоки и сахарные изделия.

    После крещения германских народов обычаи и обряды, связанные с почитанием ели, начали постепенно приобретать христианский смысл, и ее стали использовать в качестве рождественского дерева, устанавливая в домах уже не на Новый год, а в Сочельник (канун Рождества), отчего она и получила название рождественского дерева – Weihnachtsbaum. С этих пор в Сочельник праздничное настроение стало в Германии создаваться не только рождественскими песнопениями, но и ёлкой с горящими на ней свечами.

    Чаще всего начало использования ели как символа Рождества связывают с именем знаменитого немецкого реформатора Мартина Лютера (1483-1546), хотя в ХVI веке этот обычай ещё не получил на территории Германии широкого распространения. Именно Лютер действительно санкционировал, утвердил и одобрил празднование Рождества как мирского праздника, полагая, что это может послужить основанием для вполне невинных общественных удовольствий и семейных торжеств, в которых особое место уделяется детям.

    Окончательно в Германии обычай рождественской ёлки утвердился только к середине XVIII века, а на рубеже XIX столетия большие еловые деревья начали устанавливать в Сочельник на площадях немецких городов.

    Набрав популярность в Германии, обычай к началу XIX столетия начинает распространяться по другим странам Европы. Первыми переняли у немцев рождественское дерево жители северных европейских стран, хотя наряженная ёлка не получила среди них полного признания вплоть до середины XIX века. Гораздо чаще хвойными ветками они украшали лишь потолок и двери домов.

    В Париже рождественское дерево впервые появилось в 1840 году при дворе короля Луи Филиппа. Инициатором этого события стала невестка короля, лютеранка герцогиня Елена Орлеанская, урожденная немецкая принцесса Мекленбургская. Дерево было воздвигнуто перед королевским дворцом Тюильри. Однако, обычай рождественской ёлки распространялся во Франции медленнее и не столь охотно, как в северных странах.

    В Англии первое рождественское дерево было установлено в 1841 году, когда королева Виктория вышла замуж за немца Альберта Саксен-Кобургского. Именно тогда в Виндзорском замке по настоянию принца и было устроено рождественское дерево "для удовольствия его молодой жены и маленьких детей". После этого хозяева каждого британского дома стали подражать королевской семье, и этот обычай столь же распространился, как обязательные рождественские блюда – жареный гусь и плум-пудинг.

    Как можно заметить, большинство народов Западной Европы начало активно усваивать традицию рождественского дерева только к середине XIX столетия. Ель постепенно становилась существенной и неотъемлемой частью семейного праздника, хотя память о её немецком происхождении сохранялась многие годы. В Европе она была принята и церковью, пользуясь особенным почётом в лютеранских кирхах, где её возжигают во время рождественского богослужения.

    В Америку рождественское дерево пришло примерно в то же самое время, когда оно было завезено в Англию. Этот обычай распростанился почти одновременно в разных штатах, но везде инициаторами были немецкие эмигранты. Перед Рождеством 1848 года на улицах Нью-Йорка появился первый фермер, продающий ёлки. Так было положено начало "ёлочной" коммерции, получившей впоследствии в США широкий размах. С 1851 года в Америке рождественское дерево стали устанавливать и в церквях. Инициатором этого новшества стал пастор лютеранской церкви из города Кливленд (штат Огайо). Уже в первые годы своего пасторства он организовал в своей церкви празднование Рождества с рождественским деревом, украшенным позолотой, блёстками, свечами, яблоками и конфетами. А в 1852 году первая рождественская ёлка была установлена в Белом доме и к 1891 году обычай, распространившийся по всем штатам, сделался столь всеобщим, что президент Бенджамин Гаррисон назвал его старинным.

    Новогодняя и рождественская ёлка в России

    В русской народной культуре ель оказалась наделенной сложным комплексом символических значений, которые во многом явились следствием эмоционального её восприятия. С одной стороны, еловое дерево традиционно считалось у русских деревом смерти, о чем сохранилось множество свидетельств, а, с другой стороны, наряду с этим, в некоторых местах использовалась в качестве оберега.

    В России обычай новогодней ёлки ведёт своё начало с петровской эпохи. Пётр I по возвращении домой после своего первого путешествия в Европу (1698 – 1699 гг.) издаёт указ от 20 декабря 1699 года. Согласно царскому указу, впредь предписывалось вести летосчисление не от Сотворения Мира, а от Рождества Христова, и день "новолетия", до того времени отмечавшийся на Руси 1 сентября, "по примеру всех христианских народов" отмечать 1 января. В этом указе давались также рекомендации по организации новогоднего праздника. В день Нового года было велено пускать ракеты, зажигать огни и украсить столицу (тогда ещё Москву) хвоей "от древ и ветвей сосновых, еловых и мозжевеловых". После смерти Петра его рекомендации были основательно забыты, но в одном отношении они имели довольно забавные последствия – царские предписания сохранились лишь в убранстве питейных заведений, которые перед Новым годом продолжали украшать ёлками. По этим ёлкам, привязанным к колу, установленным на крышах или воткнутым у ворот, опознавались кабаки. Деревья стояли там до следующего года, накануне которого старые ёлки заменяли на новые. Возникнув в результате петровского указа, этот обычай поддерживался в течение XVIII и XIX веков.

    С ёлкой как с "ритуальным атрибутом рождественской обрядности" мы встречаемся в России в начале XIX столетия. На этот раз встреча с ней состоится уже не в Москве, а в северной столице. Приток немцев в Петербург продолжался и в начале XIX века. Выходцы из Германии привозили с собой усвоенные на родине привычки, обычаи и ритуалы, которые тщательно сохранялись и всячески поддерживались ими на новом местожительстве. Поэтому неудивительно, что первые рождественские ёлки на территории России появились именно в домах петербургских немцев. Есть мнение, что первая рождественская ёлка была устроена царём Николаем I в самом конце 1830-х годов, после чего, по примеру царской семьи, её стали устанавливать в знатных столичных домах и явилось главной и непременной принадлежностью детского семейного праздника Рождества.

    В СССР богоборческие власти День Рождества запретили, сделали обычным рабочим днем, а Новый год стал одним из основных советских праздников наряду с Октябрём и Первомаем. В 1918 году юлианский календарь заменили григорианским. Рождество сместилось с 25 декабря на 7 января. В 1929 году День Рождества окончательно отменили, он стал обычным рабочим днем. Ёлку объявили "поповским обычаем" и запретили. По вечерам ходили дежурные и вглядывались в окна квартир – не светятся ли там огоньки ёлок. В 1935 году ёлку решили реабилитировать. 28 декабря 1935 года в газете "Правда" появилась заметка кандидата в члены политбюро ЦК ВКП(б) Постышева П.П.:

    "В дореволюционное время чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям ёлку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями ёлку и веселящихся вокруг нее детей богатеев.

    Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как "левые" загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею...

    Итак, давайте организуем весёлую встречу Нового года для детей, устроим хорошую советскую ёлку во всех городах и колхозах"

    31 декабря 1935 года появился новый праздник с формулировкой: "Новогодняя ёлка – праздник радостного и счастливого детства в нашей стране". Ёлка стала не просто атрибутом советского праздника Нового года, но и всей советской жизни. В 1947 г. 1 января вновь стал праздничным и выходным днем. "Ёлочной комиссии" была поставлена задача – превратить рождественскую ёлку в новогоднюю, "наполнить ее советским содержанием". Если на рождественской ёлке главным событием было Рождество Христово, которое и наполняло смыслом все происходящее, определяло сценарий, то для новогодней ёлки надо было придумывать новые "традиции", причем стремление идеологизировать новый советский праздник не знало границ.

    Теперь советская новогодняя ёлка выглядела так: на верхушке вместо восьмиконечной Вифлеемской звезды – красная пятиконечная, вместо ангелочков – товарищи Ленин и Сталин, вместо колокольчиков – серп и молот, а также парашютисты, космонавты, водолазы, часы "без пяти минут двенадцать" и пр. Появились новые главные персонажи – Дед Мороз и Снегурочка – советские, образцово-показательные, лишенные религиозного смысла.

    В 1991 году вновь стали праздновать Рождество Христово, 7 января объявили нерабочим днем, большинство ёлок сбросили красные звезды, но о Святках уже мало кто помнит, главным зимним праздником остался Новый год.

    На ту же тему

    Йоль –> Рождество –> Новый год. Часть 1: Йоль

    Рождественские гадания

Поддержите наш проект!

Чем активнее Вы поддерживаете наш проект, тем меньше на нём будет рекламных статей и прочих рекламных материалов, тем чаще будут выходить интересные и полезные статьи.