Йоль –> Рождество –> Новый год. Часть 3: Новый Год

  • суббота, 28 декабря, 2013 - 16:20

    Сейчас Новый Год часто называют гражданским, подчёркивая светский характер праздника. Откуда возник праздник Нового Года? Когда появился? Как и почему Новый Год стал таким, каким мы его знаем? В поисках ответов мы отправимся в глубь веков и увидим что традиция не есть что-то застывшее. Любая традиция, как и традиция праздновать Новый год, живёт и развивается вместе с народом и обществом.

    Традиция отмечать новогодье праздниками есть во всех культурах, ведущих летосчисление. Впервые празднование нового года описано в клинописных шумерских табличках III тысячелетия до Н.Э. Традиционно новый год привязывали к одному из праздников годового цикла (или, как их сейчас чаще называют, Колеса Года). У индоевропейских народов (к которым относятся и славяне и германцы) день начинался с рассвета, а год, соответственно, с дня Весеннего Равноденствия. Собственно это мы находим и в истории России (до XV века Новый Год отмечали в марте), и в Риме и в Древней Греции. В наши дни отголоски этой традиции сохранились в Иране, где Новый Год – Новруз – так и отмечают в день Весеннего Равноденствия. От иранцев этот праздник переняли многие соседние народы, не только из индо-европейской семьи.

    В Риме периода республики Новый Год тоже праздновали в день Весеннего равноденствия, а с введением официального календаря – 1 марта. Поскольку календарь был, мягко выражаясь, очень неточным (сейчас мы знаем его как юлианский), наметился разрыв между религиозным праздником Весеннего равноденствия и гражданским Новым Годом. Постепенно эти праздники разделились и стали самостоятельными. Юлий Цезарь, вообще говоря к введению юлианского календаря отношения не имеет, но именно он перенёс начало года (и соответствующий праздник) на 1 января. Связано это было, скорее всего, с повсеместным утверждением в империи культа Митры и растущей популярностью дня рождения Непобедимого Солнца (лат. Dies natalis Solis Invicti). Что, в общем-то, логично: считать днём начала года день рождения Солнца.

    Кстати, здесь возникает законный вопрос: а как же древние арии? Почему наши предки издревле считали началом нового года не день рождения Солнца, а день Весеннего Равноденствия? По всей видимости это связано с тем что период между Коловратом и Весенним Равноденствием в годовой круг не включали. Это подтверждается исследованием древних языческих календарей, найденных археологами на территории России. Такой подход тоже логичен: для древних земледельцев, особенно в северных районах, откуда по всей видимости и вышли индо-европейские народы, период между Зимним Солнцестоянием и Весенним равноденствием был с одной стороны "пустым", потерянным временем, а с другой – самым суровым и тяжёлым периодом годового цикла, временем когда приходилось выживать, расходуя накопленные запасы и бездельничать. Ведь на этот период приходится самая суровая часть зимы. А вот с Весеннего Равноденствия начиналась активная жизнь. Потому Зимнее Солнцестояние рассматривалось как смерть старого Солнца, а Весеннее Равноденствие – как рождение нового, от чего и следует начинать собственно годовой цикл.

    Однако, вернёмся в более близкие к нам времена. Можно, конечно, сказать что "с утверждением христианства римские обычаи распространились по всей Европе", но, справедливости ради, следует отметить, что Римская империя и до принятия христианства захватила почти всю Европу (после принятия с треском развалилась, но это уже детали), а потому римские обычаи и в дохристианское время распространялись по всем захваченным землям, переплетаясь с местными, порой весьма причудливым образом. Следует также помнить, что корень-то и у местных традиций, и у римских один – индоевропейский, так что особого противостояния не было. По всей видимости тогда же в Европе стала утверждаться традиция считать новый год с 1 января.

    Христианство впитало в себя многие языческие традиции и обряды, многие боги перешли в христианский пантеон под именами христианских святых, многие праздники были адаптированы новой религией. Так, день рождения Непобедимого Солнца, он же Йоль, в славянских землях – Коловрат, был адаптирован церковью под названием Рождества Христова и впитал (особенно в части народной и бытовой обрядности, большей частью не признаваемой церковью) многие дохристианские обычаи, обряды, традиции. И, естественно, когда утвердилась традиция считать года от Рождества Христова обычай считать начало нового года с 1 января пришлась очень кстати. Однако, даже в христианской Европе, начало года с 1 Января было установлено далеко не сразу и не везде, во многих странах правительства, цари и короли издавали для этого специальные указы. Есть легенда что в Англии такая реформа вызвала бунт: женщинам не понравилось что из-за нового правила счёта лет им прибавили несколько месяцев возраста (до этого новый год считали с 1 сентября).

    Новый Год очень долго не был не то что первостепенным, он вообще не был праздником, оставаясь в тени своего церковного предка – Рождества. В наши дни это соперничество продолжается и, порой, служит отражением политических проблем. Так, например, в Англии большей популярностью пользуется Рождество, а в Шотландии – Новый Год. Сказать когда началось утверждение Нового года как самостоятельного светского праздника сложно, скорее всего это было связано с ослаблением позиций церкви в общественной жизни и церковными расколами. По всей видимости первый шаг в этом направлении сделал известный проповедник и реформатор Лютер, когда в ХVI веке разрешил своим последователям праздновать Рождество не только как церковный, но и как мирской, домашний праздник. Его нововведения включали в себя украшение дома рождественской ёлкой и проведение мирских детских праздников, хотя, по всей видимости, обычай наряжать йольское (а при христианстве – рождественское) дерево никогда не прерывался полностью. С этого времени Новый Год постепенно перетягивает на себя и рождественскую (изначально – йольскую) мифологию, символику и популярность.

    В России

    В России, как уже было сказано, изначально Новый Год отмечали в марте (первоначально – на день Весеннего Равноденствия, после введения христианства – 1 марта), в XV веке начало года было перенесено на 1 сентября, согласно византийской традиции. Сведений о том как отмечали новоление в народе не сохранилось, это, скорее всего, говорит о том, что праздник был большей частью государственным, официозным. Действо проходило на Соборной площади Московского Кремля, включало в себя торжественный выход царя и патриарха при всём параде, богослужение на открытом воздухе и поздравление царю от придворных.

    Считать началом года 1 января и отмечать наступление нового года как светский праздник с новогодней ёлкой, пирами, фейерверками и весельем постановил Пётр I. Иногда это его установление, как и многие другие, считают бездумным копированием немецких обычаев, но при этом надо помнить, что к моменту воцарения Петра церковь основательно потопталась на культурном поле России и в результате Петру пришлось практически с нуля создавать в стране светскую культуру. А светская культура это не только и не столько пьянки-пляски-салюты на Новый год и фривольные картины на стенах. Светская культура это, прежде всего, система подготовки инженерных и военных кадров, это оружие, армия, флот и всё их, как сейчас говорят, научно-техническое обеспечение. То-есть всё то, без чего "великая православная держава" вряд ли дожила бы до начала XIX века. Пётр приобщился к эзотерическим знаниям и понимал великую магическую истину: "Всё связано со всем!". Светская наука нуждается и в светской культуре и в светской жизни, вот Пётр и прививал всё это в России, порой насильственными, революционными методами. А что было делать? Ведь времени у страны уже не было. Одним из таких системных нововведений и было светское празднование Нового Года.

    После смерти Петра праздник был практически забыт, единственное что от него осталось – кабацкий обычай водружать в Новый Год ёлку на коньке. Отсюда и выражение: "Сходить под ёлочку.", – что значило сходить в кабак.

    Второе пришествие новогоднего праздника случилось уже в XIX веке. Немалую роль здесь сыграли и наполеоновские войны, благодаря которым в России осело множество иностранцев, да и сами русские прошли почти всю Европу и много чего повидали, сказалось и появление многочисленной немецкой диаспоры в Санкт-Петербурге. Немцы принесли много своих обычаев, в том числе и новогоднюю (тогда ещё – рождественскую) ёлку, и празднование Нового Года, которое первоначально включалось в цикл рождественских праздников. Не следует также забывать о развитии революционного движения. Среди самих революционеров и большой ауры сочувствующих хорошим тоном считались атеизм и нигилизм, а попраздновать-то хочется! Тут праздник Нового Года пришёлся как нельзя кстати. И праздник вам, и безо всякого религиозного содержания.

    Тогда же в XIX веке начали складываться образы Деда Мороза и Снегурочки. Их история – тема отдельного, очень интересного исследования, здесь же только замечу что в образе Деда Мороза слились и русские фольклорные образы (тот же Морозко из одноимённой сказки), и образ св. Николая (ставший в Европе Сана Клаусом) и многое-многое другое. То же самое можно сказать о Снегурочке (не обошлось без влияния одноимённой пьесы А. Н. Островского и написанной по ней оперы Римского-Корсакова).

    Окончательно наш новогодний пантеон сформировался уже в советское время, в 30-е годы.

    Советское время

    И всё равно, до революции 1917 года основным праздником было Рождество, а Новый Год оставался праздником сугубо второстепенным. Но когда большевики пришли к власти они насмерть сцепилсь с церковью в борьбе за умы и души людей. И действовали они примерно также, как действовала сама церковь во времена своего утверждения. Вот такое, можно сказать, историческое возмездие.

    Прежде всего, конечно же, на клир и на верующих обрушились репрессии, однако победить народную память только силовым способом оказалось невозможно. В ход пошёл старый, испробованный самой церковью приём – переписать праздник для себя. Однако наполнить собственно Рождество светским содержанием не вышло: что ни говори, а у церкви был набор мифов и персонажей, которые можно было приспособить под идеологию и обрядность праздника Зимнего Солнцестояния, а вот у большевиков ничего подобного не было в принципе. Попытки изобразить "Атеистическое Рождество", имевшие место в первые годы после революции выглядели более чем убого, даже в глазах собственных устроителей, потому и быстро сошли на нет.

    Боролись с религиозным наследием по всякому: объявили день Рождества рабочим, запрещали наряжать ёлки, специальные дружины ходили по городу и заглядывали в окна: не нарушает ли кто? Однако же праздник всё равно оставался. И в то же время среди самих большевиков и революционеров, особенно среди низов, осталась традиция праздновать Новый Год, на который перенеслось многое из рождественской обрядности, прежде всего праздничное угощение и подарки. Странно было бы, если бы большевистское руководство не воспользовалось такой возможностью. И оно воспользовалось! В "Правде" от 28 декабря 1935 года Поскрёбышев (кандидат в члены Политбюро) написал:

    "В дореволюционное время чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям ёлку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями ёлку и веселящихся вокруг нее детей богатеев.

    Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как "левые" загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею...

    Итак, давайте организуем весёлую встречу Нового года для детей, устроим хорошую советскую ёлку во всех городах и колхозах"

    Понятное дело, это была не частная инициатива высокопоставленного партийного функционера, это, как сейчас говорят, была хорошо продуманная и подготовленная PR-акция, что доказывается тем, как быстро были сорганизованы первые официальные новогодние ёлки для детей: уже 31 декабря, уже на четвёртый день после публикации идеи. Причём, по всей стране.

    Снегурочка впервые появилась вместе с Дедом Морозом на новогодней ёлке во Дворце союзов в 1937 году.

    Окончательно новогодний ритуал сложился в Советском Союзе в 70-е годы, чему способствовало массовое распространение телевидения и "информационная поддержка" праздника со стороны составителей телевизионных программ. С Перестройкой, когда в страну хлынул поток невиданных в СССР импортных диковин, к этому ритуалу добавились и столь популярные сейчас петарды и фейерверки. Описывать этот ритуал не буду, все мы его и так хорошо знаем. Изнутри.

    Детское новогоднее представление, которое тоже именуют "ёлкой" тоже имеет свой, ставший уже каноническим, сюжет: злые силы похищают Снегурочку, как вариант – сам Новый Год, Дед Мороз при поддержке своих помощников их находит и в самом конце появляется собственно новый год в образе мальчика в возрасте лет семи. В этом образе можно увидеть отсылку и к образу младенца-Христа из рождественских вертепов, и к образу родившегося Солнца из более ранних эпох, что, несомненно говорит и о преемственности традиции и о её развитии в духе эпохи.

    Говоря о советском Новом Годе следует упомянуть ещё один важный момент: конечно, в советское время все праздники несли серьёзную идеологическую нагрузку, но Новый Год – меньше всех. Конечно, новогодняя символика, игрушки, выступления должны были поднимать советский патриотический дух, напоминать о величии страны, но на деле это всё проходило очень мягко, мимоходом, потому, после краха большевистской системы, порождённый ей праздник Нового Года не только не потерял своей популярности, но и остался одним из немногих настоящих праздников в современной России.

    Небольшое заключение

    Итак, что же мы увидели? Мы увидели что привычный, вроде бы извечный и такой традиционный новогодний праздник молод не только в историческом, но и в обычном человеческом масштабе. Фактически он появился в том виде и значении, в каком мы его знаем меньше 100 лет назад, а окончательно сложился уже в 90-е годы прошлого века. Впрочем, окончательно ли? Время идёт, появляются новые веяния, новые возможности, которые, несомненно, найдут своё законное место в традиции. И в то же время, очень многие элементы современной традиции берут своё начало (а порой и просто без изменений перешли) в обрядах, обычаях и традициях которые гораздо древнее пресловутых 2000 лет. И смысл их за это время не изменился.

    Вообще, о новогодних праздниках и традициях можно писать бесконечно и в этом кратком обзоре многое осталось за кадром. Впрочем, будем рассматривать это как повод обратиться к теме Нового Года ещё, и ещё и ещё...