Космический беспилотник вернулся...

  • суббота, 18 октября, 2014 - 13:19

    Вчера, 17 октября на Землю вернулся автоматический космический корабль Boeing X-37B... Многоразовый, выполненный по схеме аэрокосмического самолёта (как Шаттл). Пожалуй, один из самых загадочных на сегодня космических проектов США.

    Чем же знаменателен этот полёт? И что это вообще за хрень такая, X-37?

    X-37

    X-37 – экспериментальный многоразовый космический корабль, выполненный по той же схеме что и Шаттл, то-есть взлетает он вертикально (на серийной ракете Atlas V или Centaur), а возвращается уже на аэродром, в режиме планирования (как всё тот же набивший оскомину Шаттл). Важная особенность: X-37 – полностью автоматический аппарат. Экипажа там вообще не предусмотрено, что, в общем-то подтверждается техническими характеристиками:

    • Длина: 8,9 м
    • Размах крыла: 4,5 м
    • Высота: 2,9 м
    • Взлётная масса: 4 989 кг
    • Масса полезного груза: 900 кг

    В такие габариты можно, конечно, впихнуть систему жизнеобеспечения на пару витков и одного космонавта, но не более. При всём при том заявлены просто фантастические параметры X-37 по манёвренности. В разных источниках сообщают что он может самостоятельно переходить с орбиты на орбиту, менять наклон орбиты и много чего ещё. В отличие от Шаттла оборудован солнечными батареями.

    X-37B, да, конкретно вот этот самый, побывал в космосе уже целых три(!) раза, причём время его нахождения в космосе впечатляет: 225, 468 и, последний, завершившийся вчера, полёт, 674 суток.

    Интересно что проект Boeing X-37 ведёт не NASA, а Агентство по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам США (DARPA) – одно из подразделений Министерства Обороны США (оттуда же в своё время вышел в широкие массы и Интернет). То-есть изначально проектом X-37 занималось NASA, но в сентябре 2004 проект полностью передали военным (и после этого он наконец-то пошёл). При том что первый тестовый полёт X-37 состоялся только в 2006 (сбросили с бомбардировщика для проверки режима планирования). Соответственно, достоверной информации о том для чего его делают и чем X-37 занимался в космосе нет и не предвидится. Но кое-что можно предположить.

    Зачем нужен X-37?

    Прежде всего, обратим внимание на маркировку. Литера "X-" и следующий за ней номер означают перспективную экспериментальную разработку, так что безо всяких сомнений можно утверждать что X-37 это экспериментальный аппарат для обкатки новых технологий. Возможно, что он и выполняет сейчас какие-то боевые задачи, но это так, до кучи, главное это испытания. Исходя из этого и можно сделать некоторые выводы и самый главный:

    США сворачивают пилотируемую космонавтику

    Действительно: работающий, реально летающий и при том штатно возвращающийся (уже в который раз) на Землю X-37 очень эффектно выглядит на фоне имеющихся прожектов пилотируемых кораблей, которые больше напоминают выставочные концепт-кары (см. здесь). Сразу видно что на самом деле развивают и куда идут деньги. В этом, на самом деле, есть своя логика. Традиционно США очень успешны в создании беспилотных КА, что заметно и в их марсианской программе, и в исследовании Пояса Астероидов, и в исследовании окраин Солнечной Системы. Почему бы не воспользоваться этими наработками для решения задач (в том числе и военных) в околоземном пространстве?

    Такой подход даёт массу плюсов: не надо рисковать людьми (потеря беспилотного КА хоть и болезненно бьёт по карману, но не так как гибель экипажа, особенно важно это может быть в военных миссиях, например при снятии с орбиты чужого спутника), не надо тратить драгоценную полезную нагрузку на самого космонавта и системы жизнеобеспечения, нет ограничений по времени миссии. Минусы тоже есть, но пока плюсы перекрывают, по крайней мере в сознании американцев. Ну а дальше поживём – увидим.

Поддержите наш проект!

Чем активнее Вы поддерживаете наш проект, тем меньше на нём будет рекламных статей и прочих рекламных материалов, тем чаще будут выходить интересные и полезные статьи.