Йоль->Рождество->Новый год: Часть 2.1, Рождество католическое

  • понедельник, 15 декабря, 2014 - 16:52

    Рождество католическоеВ этой статье рассказано о праздновании Рождества в католической традиции. Хотя, правильнее сказать – в протестантско-католической, ибо многие обычаи были привнесены в рождественскую традицию протестантами, прежде всего лютеранами (и сам Лютер тоже руку приложил). Очень много нововведений появилось в первой половине XIX века, окончательно закрепились в форме традиции они к началу XX, что лишний раз показывает: любая традиция это живой развивающийся организм. В застывшую догму она превращается тогда, когда умирает.

    Рождество это прежде всего христианский праздник, несмотря на происхождение от древнего языческкого праздника Зимнего Солнцестояния и многочисленные заимствования, о чём уже было сказано в первой части нашей новогодней серии. За свою долгую историю рождественская традиция развивалась, обрастала заимствованиями и оригинальными идеями, в значительной степени секуляризировалась. В неё влились и древние германские традиции празднования Зимнего Солнцестояния, и элементы митраистского культа, многое для формирования праздника сделал Лютер, а в более поздние времена и светские авторы. Христианское, языческое и всякое прочее настолько переплетено в праздновании Рождества, что разбирать что откуда пошло – дело неблагодарное, особенно для небольшой статьи. Давайте рассмотрим праздник как он есть сегодня.

    Адвент

    Как и Йоль, Рождество празднуют долго и со вкусом. О подготовке к празднику Зимнего Солнцестояния мы не знаем практически ничего, но вот в отношении Рождества правило: "Предвкушение праздника важнее самого праздника", действует во всей красе. Рождеству (католическому) предшествует месячный период Адвента (от лат. adventus — приход). Изначально в собственно христианской католической традиции это был рождественский пост, однако позже Адвент в значительной степени секуляризовался, в наши дни пост уже не считается обязательным (хотя и душеполезным, многие католики его соблюдают). Также к Адвенту присоединилось несколько интересных обычаев, формально – христианских, а по сути большей частью светских, связанных с ожиданием и предвкушением праздника.

    Сроки

    Адвент начинается за 4 воскресенья до Рождества, его продолжительность зависит от того, на какой день недели приходится Рождество. В 2014 году Адвент начался 30 декабря. Каждое воскресенье Адвента проводят богослужения, каждое имеет свою специфическую тематику, что отражается в евангельских чтениях:

     

    • 1-е воскресенье Адвента посвящено пришествию Христа
    • 2-е воскресенье Адвента посвящено переходу от Ветхого Завета к Новому
    • 3-е воскресенье Адвента – собственно то же самое, но тут особо поминают Иоана Крестителя
    • 4-е воскресенье Адвента посвящено событиям непосредственно предшествовавшим рождению Христа.

     

    Рождественский венок



     

    Рождественский венок, он же – венок Адвента – еловый венок, на котором установлены 4 или 24 свечи. Если свечей 24, то 4 из них большие, остальные маленькие – по числу недель или, конкретно, воскресений Адвента. Если рождественский венок делают о четырёх свечах, то в первое воскресенье Адвента зажигают 1 свечу, во второе – 2 и так далее. Если рождественский венок о 24 свечах, то в первое воскресенье Адвента зажигают 1 большую свечу, на следующий день (в понедельник) – большую и маленькую, вторник – большую и 2 маленькие и так далее. То-есть большие свечи это воскресенья, маленькие – для будних дней. Всё действо символизирует возрастание света по мере приближения к Рождеству.

    Считается что рождественский венок придумал в 1839 году лютеранский пастор из Гамбурга Иоганн Хинрих Вихерн, чтобы дети, которых он взял на воспитание, могли отсчитывать дни оставшиеся до Рождества. Несмотря на столь позднее происхождение, рождественский венок стал повсеместным обычаем в протестантском и католическом мире, сейчас он является обязательным элементом рождественского украшения храмов, частных домов, офисов и проч.

    Рождественский календарь

    Рождественский календарь 1903 года

     

    Большей частью детское развлечение. Календарь, по которому можно определить сколько дней осталось до Рождества. Делают в виде открытки, отрывного календаря (тогда на каждом листке пишут доброе пожелание или высказывание из св. Писания, в зависимости от религиозности пользователя) или картонного домика. В последнем случае каждому дню Адвента соответствует комнатка, закрытая карточкой. А в комнатке – конфетка.

    Первые упоминания про рождественские календари приходятся также на первую половину XIX века и, опять же, здесь снова отличились лютеране, а с начала XX века рождественские календари уже печатали промышленным способом. Сейчас рождественские календари стали столь же обязательным элементом Рождества как и рождественский венок.

    Сочельник



     

    Сочельник – канун Рождества, 24 декабря (опять же, все церкви празднуют его в один и тот же день, правда каждая по собственному календарю). Название происходит от слова "сочево" – ритуальная постная еда, которую первоначально готовили из цельных пшеничных зёрен. Первоначально в Сочельник соблюдали строгий пост, к вечеру вся семья собиралась за праздничным столом из постных блюд. Есть разрешалось только после появления на небе первой звезды – в память о Вифлеемской звезде, которая вела волхвов к младенцу Христу. В ночь с 24 на 25 декабря проходят собственно рождественские богослужения, это же и есть знаменитая ночь перед Рождеством.

    В Сочельник начинались собственно рождественские торжества, дети начинали колядовать, дарили подарки, начинались рождественские балы и прочее и прочее.

    Сколько праздновать?

    Вопреки расхожему мнению, Рождество – довольно продолжительный праздник. Подготовка к нему (Адвент) занимает месяц, а сам цикл рождественских празднеств растянут на две недели и официально завершается Крещением (Богоявлением) 6 января. В старину все эти дни были праздничными, не рабочими. Таким образом отечественная традиция праздновать Новый Год две недели имеет давние христианские и дохристианские корни и, по большому счёту, не столько отечественная, сколько вообще, общеевропейская.

    С Рождеством связано ещё несколько традиций, напрямую с христианской мифологией и ритуалом не связанных:

    Рождественская ёлка

    О происхождении традиции рождественской (новогодней) ёлки мы уже писали в отдельной большой статье. Здесь же стоит только напомнить, что традиция наряжать рождественскую ёлку, по всей видимости, происходит из древнего языческого прошлого и была окончательно узаконена Лютером в начале XVI века. И здесь протестанты отличились!

    Рождественский вертеп

    Рождественский вертеп, Германия 1704 год

    Рождественский вертеп, Германия 1704 год. Фото Andreas Praefcke

    Инсценировка событий в Пещере Рождества, когда к младенцу Христу пришли волхвы. Может быть живой инсценировкой, поставленной живыми людьми, кукольным представлением или неподвижной кукольной или скульптурной композицией. Из вертепных представлений в последствии развились современные новогодние ёлки – сказочные спектакли, которые устраивают для детей, а кукольные вертепы повсеместно распространены в католической и протестантской Европе, постепенно проникают и к нам. Сейчас огромный их выбор можно найти в предрождественский период в любом магазине, косящем под евпопейство.

    Кстати, в наши дни живые вертепы любят всякого рода реконструкторы. Под них устраивают целые вертепные деревни, где собственно рождественская тематика и действо отодвигается далеко на задний план.

    Санта Клаус

    Санта Клаус образца 1889 года.

    Санта Клаус образца 1889 года.

    Санта Клаус – обязательный персонаж современных рождественских праздников. Он приносит подарки, прежде всего детям, но и взрослым достаётся. Санта едет по небу в упряжке из 9 оленей, попадает в дом через печную (каминную) трубу и кладёт подарок в носок, который специально для этого вешают у камина или кровати.

    Прообразом современного Санты был св. Николай Мирликийский, по легенде он тайно дарил подарки бедным людям, имеющим детей. Соответственно, в Голландии и Германии в день почитания св. Николая – 6 декабря – было принято дарить детям подарки. В период Реформации, то-есть активного утверждения протестантизма, святые оказались не в чести и обязанность дарить подарки передали самому Христу, соответственно и дату вручения подарков перенесли на Рождество. Потом наступила Конрреформация, в некоторых странах вернулось католичество и право вручать подарки вернули св. Николаю, но вот с датой заморачиваться не стали и подарки св. Николай теперь раздаёт на Рождество. Правда кое-где, например, в Нидердандах, решили что не стоит ограничивать себя в добрых делах, а потому дарят подарки и на 6 и на 25 декабря. На мой взгляд – очень хорошая идея.

    Считается что образ св. Николая, дарящего подарки на Рождество, в Новый Свет занесли голландцы (в Нидерландах и Бельгии его так и называют – Синтаклаас), когда основали колонию Новый Амстердам (ныне Нью-Йорк). От них культ св. Николая и традицию дарить на Рождество подарки переняли английские пуритане, которые сами Рождество не праздновали.

    Появлению классического Санты мы обязаны Клементу Кларку Муру, который в 1823 году выпустил в свет поэму "Ночь перед Рождеством, или визит Святого Николая", где впервые описано как Санта Клаус едет по небу на санях, запряжённых девяткой оленей и раздаёт подарки, там же впервые перечислены имена всех его оленей.

    Визуальный образ Санта Клауса создал знаменитый американский художник Томас Наст в 1863 году, когда использовал Санту как персонаж политических карикатур. Образ ему понравился и он перешёл от карикатур к детским рисункам, выпустив целую серию, в которой живописал быт Санта Клауса. Он же впервые указал Северный Полюс как место обитания Санта Клауса (св. Николай, на всякий случай, жил и действовал в Малой Азии, Греции и Александрии, где со снегами и морозами несколько бедно, носков там тоже никто не носил).

    Первоначально в работах Наста одежда Санта Клауса была коричневой, но вскоре художник стал изображать его в красной куртке и штанах. По утверждению самого Наста искать глубокий смысл в этом красном цвете не стоит, но некоторые исследователи проводят параллель с епископским облачением (св. Николай был архиепископом Мир Ликийских).

    Заключение

    Конечно же, Рождество – очень значимый праздник, его празднуют очень многие независимо от вероисповедания. Как результат, Рождество обросло огромным количеством обычаев, обрядов и легенд, которые, к тому же, меняются от места к месту, да ещё и эволюционируют во времени. Охватить всё в одной статье практически невозможно, поэтому я ограничился только самыми значимыми, всеобщими элементами рождественской традиции. И, конечно же, за границей рассмотрения остались чисто церковные, литургические моменты рождественского богослужения. Но это совершенно отдельный разговор.

Поддержите наш проект!

Чем активнее Вы поддерживаете наш проект, тем меньше на нём будет рекламных статей и прочих рекламных материалов, тем чаще будут выходить интересные и полезные статьи.