Йоль –> Рождество –> Новый Год: Родословная Деда Мороза

  • воскресенье, 15 ноября, 2015 - 21:58

    Приближается первый из праздников новогоднего цикла: День Рождения Деда Мороза. Вот и поговорим сегодня про Деда Мороза: откуда он появился, с кем в родстве и что из себя представляет.

    Прежде всего следует выявить и осудить злостную ересь, утверждающую происхождение Деда Мороза от европейского (вернее – лютеранско-католического) Санта-Клауса. Несмотря на значительное сходство между этими новогодними персонажами, св. Николай имеет к Деду Морозу весьма отдалённое отношение.

    Также следует сразу отвергнуть миф о том, что Деда Мороза придумали большевики в период возрождения новогодней ёлки (вторая половина 30-х годов прошлого века). На самом деле на конец 30-х годов приходится окончательное формирование канонического на сегодня образа Деда Мороза, появился же он намного раньше.

    Ну а теперь вернёмся к истокам и посмотрим откуда что пошло.

    Дед Мороз, рисунок В. М. Васнецова, 1885 г. Обратите внимание, уже здесь используется именование Дед Мороз

    Дед Мороз, рисунок В. М. Васнецова, 1885 г. Обратите внимание, уже здесь используется именование "Дед Мороз".

     

    Предшественники

    Климат на Руси такой, что мороз, вернее, Мороз, Зима всегда были важной частью быта. Зима вообще и мороз в частности никогда не представлялись чем-то изначально враждебным: русский человек хорошо приспособился к зиме, научился использовать её с пользой для себя, полюбил. Более того, зима плохая, квёлая, с оттепелями, считалась дурным явлением: она портит припасы, не вовремя пробуждает пчёл, беспокоит не ко времени птиц и скотину, предвещает плохой урожай. Потому и молились о ниспослании зимой снега и хорошей, морозной погоды.

    Сам Мороз персонифицировали, в сказках его называли уважительно – Мороз Иванович, представляли богатым боярином, воеводой. Он обходит леса и поля, укрывает землю снегом, стучит посохом по деревьям, навевая холод.

    Очень интересна сказка "Морозко", в которой, скорее всего, мы видим отголосок древних женских посвящений. Здесь Мороз выступает в роли судьи, отделяющего годных (к замужеству) девиц от не годных. Хорошая девушка скромна, вежлива, терпелива, трудолюбива и искушена в домашнем хозяйстве. Такая, пройдя испытания, получает в дар богатое приданое и легко выходит замуж. Её антипод – модница-кокетка, изнежена, сварлива, косорука. Такую Мороз прогоняет без подарков, даёт ложный подарок (ледышку, сосульку), а может и вообще насмерть заморозить.

    Связь Морозко с праздником Рождества (а в языческие времена – Зимнего Солнцестояния) нигде напрямую не просматривается, но надо помнить, что после рождественских святок наступал период зимних свадеб. Не с этим ли связано то, что судьёй на предсвадебных испытаниях выступает именно Мороз?

    Однако, повторимся, непосредственно роль Мороза как рождественско-новогоднего дарителя в самих народных сказках нигде не зафиксирована.

    Век XIX

    По причине явного дефицита светских праздничных традиций (спасибо РПЦ), Россия активно перенимала и переосмысливала традиции западные. Одной из таких традиций была и новогодняя ёлка. Введённая в обиход Петром I, после его смерти она была быстро забыта, но в XIX веке её снова вспомнили. Обычай наряжать на Новый Год и Рождество ёлку и дарить подарки (прежде всего детям) быстро стал популярным, прежде всего в городской среде. Но обычай этот, что называется, повис в воздухе: привнесённый извне, он не имел ни исторической подоплёки, ни связанной с ним мифологии. А это уже не так интересно. "Творческая интеллигенция" (прежде всего писательская) начинает активно формировать этот самый легендариум, опираясь частично на народный фольклор, частично на западную традицию и мифологию. И вот тут происходит нечто странное и таинственное: на новогодней ёлке появляется игрушка – старик в шубе и с мешком, практически сформировавшийся образ современного Деда Мороза. Очень быстро эта игрушка становится главной, увеличиваясь при этом в размерах и перекочёвывая с веток под ёлку, туда, куда мы и сегодня ставим фигурки Деда Мороза, поселяется на новогодних витринах. Упоминание об этом "елочном деде" можно найти в литературных произведениях 70-х – 80-х годов XIX века, а это значит, что к тому времени этот персонаж стал уже вполне каноничным. Его положение, обособленное от всего остального ёлочного убранства, говорит о его важности в традиции. По всей видимости, уже тогда он представлял рождественско-новогоднего дарителя. Представлял-то он представлял, но вот имени и собственной легендарной истории у него ещё не было!

    Вернее, был целый зоопарк персонажей, представлявших этого рождественского деда: робкие попытки представить его Санта-Клаусом или непосредственно св. Николаем быстро сошли на нет: ну не был св. Николай в русской традиции разносчиком подарков и всё тут! Были попытки представить его другими, заимствованными из европейского фольклора персонажами, но и они не прижились. Возникает впечатление, что сначала появился образ деда, разносящего в Рождество или Новый Год подарки, а уже потом начались попытки осознать: Так кто же он?!!!

    Среди всех вариантов легендариума, к началу XX века самыми популярными становятся идеи о том что этот дед живёт в лесу и связан с зимой и морозом. Отсюда до имени "Дед Мороз" уже рукой подать. Собственно под этим именем он и появляется во многих источниках в период от начала XX века до самой Первой Мировой войны и уже тогда его воспринимают как нечто древнее, исконное, бывшее всегда.

    Дореволюционная (ранее 1917 г.) рождественская открытка. Обратите внимание: здесь Дед Мороз уже почти советского образца: на лыжах, с ёлкой и Снегурочкой.

    Дореволюционная (ранее 1917 г.) рождественская открытка. Здесь Дед Мороз уже почти советского образца: на лыжах, с ёлкой и Снегурочкой.

     

    И всё же, окончательно канонизирован образ Деда Мороза был именно в советское время, когда в 1935 году в СССР было возобновлено празднование Нового Года. Чуть позже, в 1937 году, его постоянной спутницей стала его внучка, Снегурочка. Таким образом можно смело утверждать, что Большевики взяли и приспособили под свои нужды уже готовый, полностью сформировавшийся образ.

    Может показаться странным, но Дед Мороз был порождением именно городского фольклора, деревня познакомилась с ним уже после 1935 года, когда новогодняя ёлка стала общегосударственной праздничной кампанией

    В последнее время

    Как и всякая живая традиция, новогодняя продолжает развиваться и трансформироваться. Одним из ярких примеров такого развития стало назначение (иначе не скажешь) Великого Устюга родиной и главной резиденцией Деда Мороза. Произошло это в 1998 году, по инициативе тогдашнего мэра Москвы Ю. М. Лужкова. Эта идея вступила в некоторое противоречие с другим предложением – считать главной резиденцией Деда Мороза Чуднозерскую усадьбу на территории Лапландского заповедника на Кольском полуострове (по всей видимости, по аналогии с Санта-Клаусом, идею разрабатывают с 1995 года), а ещё раньше, ещё в советское время, его главную резиденцию размещали на Северном полюсе. Одно время этот разнобой вызывал некоторые трения, но ведь Дед Мороз – волшебник, ему не сложно быть во всех трёх местах одновременно. На том и порешили. Так что писать Деду Морозу можно на любой из этих адресов, а можно и вообще без адреса (тогда письмо дойдёт в Великий Устюг, куда попадёт письмо, адресованное на Северный полюс, сказать затрудняюсь, но, как говорят Знающие Люди, оно всё равно найдёт адресата).

    А с 2005 года 18 ноября установили как день рождения Деда Мороза. К этому дню в Великом Устюге обычно уже устанавливается зимняя погода.

    Полезная информация для магов, астрологов и конспирологов

    Наблюдательные читатели должны были заметить, что даты начала и окончания новогоднего цикла праздников поразительным образом близки к астрологически важным точкам: 18 ноября на несколько дней предваряет вступление Солнца в знак Стрельца (один солнечный месяц до Солнцестояния). Крайний праздник всего цикла (с учётом всех традиций) – православное Крещение – 19 января, также на несколько дней предваряет переход Солнца из Козерога в Водолея, один солнечный месяц после Солнцестояния. Получается, что на новогодне-рождественско-йольские торжества отведено 2 солнечных месяца: месяц на подготовку, 12 ночей празднования Коловрата (Йоля) и до конца солнечного месяца приходить в себя после праздника...

    Даже если это получилось не осознанно, явно не с проста!

Поддержите наш проект!

Чем активнее Вы поддерживаете наш проект, тем меньше на нём будет рекламных статей и прочих рекламных материалов, тем чаще будут выходить интересные и полезные статьи.