Игра и субкультура Warhammer 40000

  • воскресенье, 10 января, 2016 - 11:57

    Игра Warhammer 40000 давно переросла рамки настольной батальной игры и стала значительным явлением всей мировой культуры. Вот давайте и поговорим и об игре, и о порождённой этой игрой субкультуре. И прежде всего, давайте разберёмся:

    Что оно такое?

    В далёком тёмном будущем

    Всё очень, очень плохо...

     

    Warhammer 40000 (сокращённо W40K) – настольная батальная игра, по русски – в солдатики, выдуманная, созданная и уже больше 20 лет успешно продаваемая британской фирмой Games Workshop. Да-да! Серьёзные дяди расставляют на столе фигурки солдатиков, ведут их в атаку или упираются в обороне, измеряют линейками дистанцию выстрела и, на основании довольно сложных и подробных правил определяют: ранен, убит или мимо.

    Игровой мир W40K представляет из себя синтез фэнтези и научной фантастики, действие игры происходит в 41 тысячелетии Н.Э. (отсюда и 40000 в названии), на обширных просторах нашей Галактики. Враждующие стороны – Империум человечества, внеземные цивилизации (ксеносы, тысячи их!) и еретики, отколовшиеся от Империума ради служения силам Хаоса. Сами пресловутые силы Хаоса это боги и демоны, обитающие в варпе , особом пространстве, параллельном нашему и состоящем из психической энергии. Ещё его называют Морем Душ, Великим Океаном, Имматериумом, он примерно соответствует астральному плану современного оккультизма и ноосфере Вернадского. Кстати, ксеносы не выступают единой силой, противостоящей Империуму, там все воюют против всех.

    Для большинства сторон, участвующих в игре, описаны рода и виды войск, боевые единицы, тактика, оружие и, что особенно важно, расписана их предыстория, культура, место в общей истории игровой вселенной. Почему не для всех? Да потому что много их! Всё это собрано в кодексах – книгах, содержащих правила и множество дополнительной информации, издаваемых непосредственно Games Workshop. Правила, а особенно дополнительная информация, написаны столь подробно, сами персонажи столь смачные и узнаваемые (от себя добавлю – самым бессовестным образом содраны отовсюду, куда дотянулись ручки Games Workshop и, при том, нагло запатентованы), да ещё и вокруг навертели такой смачный легендариум, что сама настольная игра в солдатики давно уже составляет не более половины от всей субкультуры. В том смысле, что собственно играют не более половины задротов. А остальные? А вот это уже интереснее!

    Games Workshop, как уже было сказано, не поскупилась на разработку и проработку подробной истории игрового мира, персонажей (по крайней мере главных), да и самой игровой вселенной на текущий момент (напоминаю, "текущий момент" в W40K означает 40000 – 41000 годы Н.Э.). Это открыло простор фантазии и народ бросился осваивать увлекательный мир 41-го тысячелетия. А создатели игры не пустили дело на самотёк, а создали отдельный свод правил для писателей фанфиков по миру игры и занялись прополкой творчества, так скажем, сторонних авторов. В результате появилась Чёрная Библиотека – набор книг, получивших высочайшее одобрение от Games Workshop и признанных правильными, каноничными. Это и позволило вселенной W40K выйти за границы игровых столов и превратиться в мощную субкультуру. И даже люди, никогда не слышавшие о Warhammer'е нет-нет да и помянут Дух Машины или пожелают кому экстерминатуса...

    Что есть на сегодня?

    На сегодня есть собственно компания Games Workshop, которая выпускает всё необходимое для игры: фигурки солдатиков, танчиков, демонов, даже космических кораблей, заготовки для моделирования рельефа, зданий, замков, лесов и болот, а главное – многочисленные своды правил. Ну и ведёт организационную работу по коллективному строительству этого увлекательного мира.

    Между прочим, Games Workshop выпускает всю эту шнягу в виде заготовок: солдатиков надо раскрасить собственноручно, лес собрать из деревьев, замок – из запчастей, а потом ещё и раскрасить. Это напрочь убивает время задротов, снижая потребление алкоголя во всём мире и, в частности, в России, и, заодно, способствует более глубокому погружению в мир игры.

    Также имеется огромный (сотни наименований) корпус художественной литературы самого разного качества. Литература охватывает период от 30000 г. Н.Э. (зарождение Империума) до современности (напоминаю, "современность" в W40K это 40000 – 41000 годы Н.Э.). Среди книг по вселенной Warhammer'а попадаются вполне себе читаемые образцы, годные, даже, для прочтения людьми ни разу не знакомыми с миром W40K.

    Сняты несколько фильмов. Увы, фильмы эти являются любительскими поделками и унылы чуть более чем полностью (что, увы, вообще характерно для кино по играм). Что либо понять в них может только тот, кто уже неплохо ориентируется в игровой вселенной. Честно признаем, эти фильмы представляют хоть какой интерес только для законченных задротов. Приятным исключением является сериал "Комиссар и недобитки", авторства Саши Кладбище, но это злостный стёб, так что он вообще стоит особняком. Посмотреть его можно на YouTube.

    По мотивам вселенной Warhammer пишут песни. Группа HMKids, тот же Саша Кладбище (его "На мою девушку упал космодесантник" и "Над нами баржи Абаддона" есть в сериале "Комиссар и недобитки"), несколько авторов отметились отдельными произведениями, на том же YouTube есть клипы, где текст песни не связан напрямую с W40K, но видеоряд взят оттуда. Есть очень приличные образцы.

    Ну и шедевр – "40 тысяч способов подохнуть" – просто гениально передаёт атмосферу игровой вселенной (осторожно, пару раз ненормативная лексика):

    И, естественно, желающие могут сами приложить руку и написать что-то своё. Какой-нибудь фанфик или роман. И если хорошо получится, возможно удастся получить высочайшее одобрение от Games Workshop и даже срубить на этом сколько-то денег.

    По имеющимся данным, народ активно косплеится по Warhammer 40000:



    Космодесантник и его личинка

    взято из группы Вконтакте, посвящённой Warhammer

     

    Но вот о полевых играх по вселенной Warhammer 40000 я ничего не слышал, что, вообще говоря, странно, ибо от косплея до полевой игры один шаг. К тому же есть возможность развернуть весьма увлекательный сценарий с малыми затратами (намекаю: культисты vs инквизиция). Но если кто-то что-то об этом знает, а тем паче имеет опыт – поделитесь!

    Ну а теперь, для тех кто хочет узнать больше, короткое (очень короткое и схематичное!) описание реалий игровой вселенной Warhammer 40000. Или, как это называют фанаты и задроты,

    Бэкграунд

    И, сразу предупреждаю: будет действительно очень коротко и схематично, ибо нельзя в одной короткой статье рассказать то, что не досказано во многих и многих толстых томах.

    Место, время и предыстория

    Основные события игры разворачиваются на просторах Галактики в 41-м тысячелетии Новой Эры, хотя началось всё за 8000 лет до Рождества Христова... Но по порядку: по легенде, за долгую историю человечество изрядно расплодилось, освоило межзвёздные перелёты, для чего использует варп (гиперпространство) – параллельное пространство, заполненное психической энергией и населённое душами умерших, демонами и богами, наплодило псайкеров – что-то среднее между экстрасенсом и колдуном, но в разы круче того и другого, вступило в контакт с внеземными цивилизациями (ксеносами), пережило восстание машин (после чего выработало стойкую аллергию к любым формам искусственного интеллекта) и наизобретало много чего полезного. Но однажды в варпе, по независящим от человечества причинам, разразились эпичные шторма, межзвёздное сообщение было прервано по всей Галактике, человеческие колонии оказались изолированны и пошли развиваться своими путями.

    Где-то в 30 тысячелетии Н.Э. варп-штормы утихли и Император принялся собирать разрозненное и изрядно разболтавшееся на вольных хлебах человечество под свою железную руку. Кто такой этот Император? По официальной версии – Некий Хрен, псайкер немереной силы, которого самые крутые шаманы искусственно создали где-то около 8000 г. до Н.Э. Создали специально для того самого, чем он и занялся в 30-м тысячелетии. Сейчас, вот конкретно сегодня, Он где-то ходит по Земле, собирает знания и готовится... По неофициальной... впрочем, кто будет слушать всяких еретиков?

    Короче, сначала Император объединил всю Землю, потом начал Великий Крестовый Поход по объединению всего человечества. При этом он опирался на генетически модифицированных супервоинов: завоеванием Земли занимались т. н. "громовые воины", которых, по окончании компании, Император перебил лично, а космос завоёвывали легионы адептус астартес (космодесант) и поставленные во главе легионов примархи. Примархи они вообще супер, боги человеческих религий по сравнению с ними так, мелюзга. Однако же, по ходу Император изрядно накосячил, как результат некоторые примархи подняли мятеж. А может, самые сообразительные из примархов вспомнили о судьбе громовых воинов и решили успеть первыми? Но часть примархов решила не восставать, началась гражданская война, в ходе которой Императора крепко подрезали. В результате его запечатали в Золотом Троне – эдакой супермашине, которая должна была обеспечить Ему супермогущество, но вот пригодилась совсем для другого. Однако, погибая, Император сумел убить главного еретика – примарха Хоруса (вообще-то правильно произносить "Гор", но, в силу глубокого знания отечественными задротами английского языка, в русскоязычном Warhammer'е утвердилось написание/произношение "Хорус") и это привело к сворачиванию мятежа. Мятеж, кстати, так и называется: Ересь Хоруса. Мятежники отступили в область Галактики, называемую "Глаз Ужаса" и стали служить богам Варпа. А только что народившийся Империум оказался (а) в кольце врагов и (б) и без помощи Хоруса раздираем мятежами, ересью и коррупцией. Но Империум, в конце концов, устоял, война продолжилась. Так и дотянули до 40-го тысячелетия, где, собственно и происходят основные события. И когда задроты W40K говорят: "Сейчас", они имеют в виду именно то благословенное время.

    Действующие лица, главные достопримечательности

    Император Человечества – ко времени основного действия, фигура чисто номинальная. Замурован в своём Золотом Троне и уже много тысячелетий не общается с внешним миром даже телепатически. Но все Ему молятся и уповают на Его помощь.

    Империум человечества – созданное Императором злобное тоталитарное государство, охватывающее миллиарды звёзд.

    Святая Терра – наша старушка Земля, столица Империума, прародина Человечества. От того и святая.

    Варп – пространство, параллельное нашему и состоящее из психической энергии. Перемещаться по нему можно со скоростью, много больше скорости света, но вот с тем чтобы прилететь куда надо (и не промахнуться на пару тысяч лет туда или сюда) бывают проблемы. А ещё в варпе живут демоны, боги и прочая нечисть. Близко к тому что современные оккультисты зовут астральным планом, а Вернадский называл ноосферой. Не нравится такая ноосфера? Ну извините! Каков ноос, такова и его сфера, нечего, как говорится, на зеркало пенять!

    Боги Хаоса – живут в варпе, являются концентрированным воплощением грязных человеческих (и ксеносовских заодно) мыслей и эмоций, действуют через своих адептов – людей или ксеносов. Тысячи их, в смысле, богов, но совсем великих всего четверо. Изначально задумывали пятерых, но в конце концов осталось только четверо. Их так и называют: Тёмная Четвёрка. История о том, почему из пятерых остались только четверо и куда делся ещё один сама по себе поучительна и содержит толику конспирологии, но объёмы статьи не позволяют на ней остановиться.

    Глаз Ужаса – самое страшное место в Галактике. Здесь варп напрямую соприкасается с нормальным пространством, потому там свободно живут демоны и запросто совершаются любые колдунства. Туда укрылись космодесантники, участвовавшие в Ереси Хоруса (все, кроме одного легиона) и стремятся попасть прочие еретики. Кому-то это даже удаётся.

    Аквила – официальный герб Империума. Он что-то напоминает... или мне просто кажется?



     

    Чтобы соблюсти баланс интересов – вот вам знак Хаоса:



     

    Ксеносы – внеземные цивилизации. Опять же, тысячи их, многих в книгах/кодексах только упоминают, многих подвергли тотальному геноциду в процессе Великого Крестового Похода. Ксеносы почти поголовно враждебны Империуму, но тут не обошлось без доброй воли Императора, ибо в процессе Великого Крестового Похода были встречены человеческие колонии, весьма конструктивно с ксеносами сотрудничавшие. Эти колонии, как и ксеносы, с которыми они сотрудничали, были подвергнуты тотальному геноциду.

    Кодексы – книги правил и описаний игровой реальности, изданные непосредственно Games Workshop.

    Великий Крестовый Поход – большая война, которую вёл Император ради объединения человечества. В процессе множество внеземных колоний человечества было присоединено к Империуму: кто-то добровольно, кого-то завоевали, а кого и вырезали под корень. Также были подвергнуты тотальному геноциду все встреченные расы ксеносов.

    Ересь Хоруса – мятеж против Императора, который поднял величайший из примархов – Хорус Луперкаль.

    Тёмная Эра Технологий – период между 15 и 25 тысячелетиями Н.Э. Золотая эра человечества, расцвет наук, искусств, освоение межзвёздных перелётов, психических сил и массовое заселение Галактики. Закончилась бунтом машин и сезоном варп-штормов, прервавших всякое межзвёздное сообщение.

    В составе Империума действует множество разных организаций, самые известные из которых

    Космодесант, они же Адептус Астартес – генетически модифицированные супервоины, созданные лично Императором и, как гласит официальная версия, из его собственного генетического материала. Сначала были организованы в легионы, но после подавления Ереси Хоруса легионы были разбиты на ордена, численностью до 1000 голов в каждом. Считается что это если не исключает, то как минимум снижает риск массового мятежа. Самая мощная ударная сила всех военных компаний.

    Примархи – суперлюди, на уровне богов, созданные императором, по официальной версии – из его собственного генетического материала, потому все поголовно считают его отцом, даже те, которые ударились в ересь. По неофициальной версии – с помощью и с прямым участием богов хаоса. Каждому в помощь был поставлен легион космодесанта. Кстати, не просто так, космодесантников каждого легиона делали из генетического материала, родственного примарху этого легиона. Всего примархов было сделано 20 штук, двоих Император признал дефектными и ликвидировал почти сразу, даже имён их не осталось. В конце концов половина примархов восстали, организовав Ересь Хоруса (по имени предводителя).

    Те примархи, которые стали еретиками в большинстве своём живы до сих пор, остальные либо перебиты, либо куда-то пропали безвести. Так вот и думайте, куда лучше податься: в ересь или в Империум?

    Эклезиархия – официальная церковь Императора. Имеет храмы, священников, святых, литургию. Короче, всё как положено.

    Адептус Механикус – инженерный и научный корпус Империума. Поклоняются Императору в образе Бога-Машины, основная база на Марсе, фанатично переделывают себя в киборгов и у самых продвинутых из органического остаётся только головной мозг. А у самых-самых продвинутых и его заменяют на мозг железный. По большому счёту ничего не изобретают, а только ищут артефакты, механизмы и знания, оставшиеся от Тёмной Эры Технологий. Заклинают Дух Машины молитвой, содержащей вставки бинарного кода, любые операции с техникой рассматривают как ритуал и молитву. Ритуал технического обслуживания, ритуал зарядки смартфона, ритуал обновления Windows... Соответственно, сопровождают все ритуалы приличествующими случаю молитвами и литаниями.

    Современные сисадмины утверждают, что эти молитвы и литания иногда помогают.

    Еретики и культисты – люди, отказавшиеся от света Имперской Истины и предавшиеся Хаосу (богам варпа и их демонам). Первым еретиком считается Лоргар Аврелиан – примарх легиона астартес Несущие Слово, фактически создатель религии поклонения Императору. Так вот повернулось (а в ересь Лоргар впал не без того что Император сам накосячил). А главным еретиком считают Хоруса Луперкаля – примарха легиона Лунных Волков, величайшего из примархов, Воителя, любимого сына Императора и прочая и прочая.

    Еретики занимаются колдовством, вредительством, бывает, ведут открытую войну против Империума (как те же легионы-предатели: легионы космодесанта, вставшие на сторону Хоруса), а когда и просто разлагают Империум изнутри своими ложными мыслями.

    Вы считаете себя добропорядочным имперским служащим? Уверены что твердо следуете Имперской Истине? Вы можете ошибаться, даже не зная этого! И чтобы вовремя направить Вас на путь истинный существует

    Инквизиция – особая организация для борьбы с ересью во всех её проявлениях. Полномочия – самые широкие, техническое оснащение – самое передовое, подготовка личного состава – на высшем уровне. Исправляют мышление подданных, большей частью дыбой и благословенным огнемётом. Но, надо отдать должное, готовы в любой момент, без страха и сомнений, сцепиться с самыми страшными демонами (реально страшными), ксеносами и даже еретиками-космодесантниками. Дабы добропорядочные подданные могли спать спокойно.

    А ещё можно много интересного рассказать про богов варпа, демонов, космодсант – как лояльный Империуму так и еретиков, имперскую гвардию, разные ордена инквизиции, ... короче, в одной короткой статье не перескажешь, даже кратко, всего того, что описано в сотнях толстых книг. Потому, давайте остановимся и поговорим о том,

    Где найти ещё о Warhammer 40000?

    Начинать я советую с Луркморья. Несмотря на усиленную травлю со стороны Роскомнадзора, это ресурс пока ещё жив и трепыхается, потому – Тор и анонимайзеры Вам в помощь. Также загляните в Википедию. В тамошней статье о Warhammer'е можно найти приличного объёма список литературы. В принципе, этих двух источников должно хватить для того, чтобы получить базовое представление о вселенной Warhammer 40000 и понять: А оно Вам надо, погружаться в этот мир дальше? Ну а если надо – ищите и обрящете. Только помните:

    Всё прах!

     

    Раздел: