Пасха: Когда чей Христос воскрес и почему так?

  • пятница, 18 марта, 2016 - 09:18

    Удивительно, но про свой самый важный праздник – Пасху – христиане до сих пор не могут договориться, когда же её праздновать? И традиция эта давняя, не то чтобы совсем изначальная, но достаточно древняя, возникла до Первого (Никейского) Вселенского собора. В своё время это служило хорошим поводом чтобы отлучить и проклясть доброго соседа, сегодня ограничиваются тем, что не подают руки. Давайте же разберёмся: что такое христианская пасха и почему такой бардак в головах?

    Исходно

    Пасха – главный христианский праздник. Более того, это единственный действительно христианский, аутентичный для христианства, праздник, все остальные так или иначе заимствованы в языческой традиции и приспособлены под нужды христианства. В пасху каждый христианин символически повторяет (по крайней мере должен повторить) крестный путь Спасителя: Великий пост символически повторяет 40 дней, которые Христос провёл в пустыне, где общался с дьяволом и (согласно официальной версии) его поборол, в страстную неделю следует проникнуться скорбью что Спаситель погиб на земле и в Светлое Христово Воскресенье – радостью что он воскрес.

    Согласно Евангелиям, главные события земной жизни Христа – распятие и его последующее воскресение происходили на еврейскую пасху – песах – 14 день месяца нисана, в Полнолуние (если кто не в курсе – еврейский традиционный календарь – лунно-солнечный, при этом весьма точный). Также, если верить Евангелиям, распяли Христа в пятницу, а воскрес он в воскресенье (от того и название дня недели).

    Поскольку самые первые христиане были сплошь иудеями, и вообще, христианство было одной из ересей внутри иудаизма ("не нарушить я пришёл Закон и Пророков, но исполнить!"), вполне естественно что самые первые христиане праздновали пасху вполне по еврейски, правда вкладывали в этот праздник уже совсем другой смысл.

    В этом году песах случится 22 апреля.

    Чуть далее

    Далее христианство пошло распространятся среди гоев и довольно быстро чисто иудейский элемент в христианских общинах оказался в меньшинстве, а то и вовсе не оказался. Как результат, некоторые христиане (большей частью из западных общин) стали привязывать пасху не только к 14 нисана, но и к соответствующему дню недели. То-есть праздновать Воскресение Христово в ближайшее воскресенье после 14 нисана.

    На этой почве случился первый крупный раскол внутри христианства, когда Виктор, епископ Римский (папа) и Поликрат, епископ Эфесский, на этой почве отлучили друг друга: В Риме праздновали Пасху в первое воскресенье после 14 нисана (по апостольскому преданию от Петра и Павла), в Малой Азии, праздновали пасху строго 14 нисана, тоже по апостольскому преданию, только уже от Иоанна Богослова и Филиппа. В тот раз обошлось, нашёлся приличный человек, Ириней, тоже епископ, только Лионский, который объяснил иерархам, что такое поведение немного не по христиански. В тот раз вразумились и помирились, хотя каждый всё равно остался при своём (сугубо апостольском) мнении.

    Единообразие

    Когда император Константин создавал на основе клубка раннехристианских ересей новую государственную религию, он очень много внимания уделял единообразию. Это и понятно: одна Империя, одна вера, общие праздники. Это и было закреплено в решениях Первого Вселенского (Никейского) собора:

    "Глава 14. Единогласное определение Собора касательно Веры и (празднования) Пасхи:

    Для согласного исповедания Веры спасительное празднование Пасхи надлежало совершать всем в одно и то же время. Поэтому сделано было общее постановление и утверждено подписью каждого из присутствовавших. Окончив эти дела, василевс (Константин Великий) сказал, что он одержал теперь вторую победу над врагом Церкви, и потому совершил победное посвященное празднество Богу."

    Цитировано по Википедии

    Это благое пожелание потом многократно подтверждали многочисленные церковные соборы и собрания всяческих рангов. Однако же, как известно, гладко было на бумаге, и благие пожелания, в приложении к реальной жизни, ведут, обычно совсем не туда, куда изначально задумано. Собственно, так получилось и на этот раз.

    Нерушимые правила

    Тогда же, на Никейском соборе, было установлено что дату пасхи вычисляет (по крайней мере, руководит этим делом) епископ Александрийский, заранее сообщает эту дату в Рим, откуда уже информацию доводили на места. Тогда же были сформулированы четыре ограничения, по которым собственно и следует определять дату пасхи:

    "Четыре ограничения положены для нашей Пасхи, которые требуются необходимо. Два из них узаконяет Апостольское правило (7-е) и два получили начало из ненаписанного предания. Первое – мы должны совершать Пасху после весеннего равноденствия; второе – совершать не в один день с иудеями; третье – не просто после равноденствия, но после первого полнолуния, имеющего быть после равноденствия; четвертое – и после полнолуния не иначе, как в первый день седмицы по иудейскому счету."

    Матфей Властарь, цитировано по Википедии.

    Говоря человеческим языком – первое воскресенье после первого Полнолуния после Весеннего Равноденствия. Собственно это называется астрономическая (она же – астрологическая) пасха. В этом году приходится на 27 марта.

    Казалось: Чего бы проще? Но то что было просто и понятно для языческих жрецов, для христианских священников породило целый ряд проблем. Довольно быстро повсеместные успехи христианизации привели к тому, что людей знающих что такое "Равноденствие" стало критически мало, а уж способные точно рассчитать когда оно случится остались только в Александрии, и то в единичных экземплярах. Впрочем, с определением времени Полнолуния, а особенно с возможностью его предсказать, дела обстояли примерно так же. Именно поэтому довольно быстро христиане перешли от точного определения времени пасхи (по небесным явлениям) к привязке своего главного праздника к формальному календарю.

    Положение усугублялось тем, что Интернета в те года ещё не было, а с распадом Империи доставка почты (на пергаментных или папирусных свитках), особенно в отдалённые поселения, где с грамотностью не было проблем только потому, что грамотных людей не было вообще, стала проблемой местами неразрешимой.

    Кто в лес, кто куда...

    К счастью, немногие грамотные люди составили-таки относительно простые таблицы, позволяющие привязать пасху к формальному календарю на многие годы вперёд и разослали эти таблицы по городам и весям. На этом хорошие новости закончились, ибо (а) разные таблицы были составлены по разным правилам и, соответственно, давали разные результаты и (б) сам календарь, которым пользовались (а местами и до сих пор пользуются) христианские церкви был и остаётся довольно таки глючным. В частности, по римской традиции днём Равноденствия считали 25 марта, а по александрийской – 21. Ну и согласование лунного и солнечного цикла тоже происходило по разному. Как результат, если во II веке разница в праздновании пасхи между общинами редко превышала неделю, в IV – V веках она уже доходила до месяца и более, причём, порой, в соседних монастырях.

    Не забываем, также, что всё это было привязано к юлианскому календарю, который даёт систематическую ошибку (относительно истинного Равноденствия) на 3 дня за 400 лет.

    Немного единообразия

    И всё же, единообразия удалось добиться. В VIII веке Римская церковь приняла александрийскую пасхалию как обязательную (а восточные церкви так и всегда ей следовали), потому с VIII по XVI века весь христианский мир праздновал пасху в один день. Несмотря ни на какие разногласия. Но в XVI веке эта благодать закончилась и причины тому были сугубо экономические.

    Григорианская реформа и новый разброд

    Как уже было сказано, юлианский календарь и александрийская пасхалия отличаются низкой точностью. Юлианский календарь съезжает относительно истинных равноденствий примерно на 3 дня за 400 лет, "полнолуния" александрийской пасхалии сползают относительно настоящих Полнолуний на один день за 310 лет. Вроде не слишком много для жизни одного поколения, но и христианская эра длится уже давно, так что с IV века, когда всё это устанавливали, набежало. Заметно это стало к XIV веку, когда византийские книжники стали первыми обращать внимание на несоответствия, а к XVI веку дозрела и Западная Европа.

    Тут надо сделать небольшое отступление и обратить внимание на факт, который обычно не замечают: общество живёт по календарю. В том числе и сельское хозяйство. Но сельское хозяйство привязано к сезонам, а сезоны к реальному движению Солнца. То есть к Равноденствиям и Солнцестояниям. И если календарь, хоть и медленно, но регулярно, сползает относительно сезонов, в конце концов получится нехорошо. И ошибка в 10 дней, накопившаяся к XVI веку, стала достаточно заметной, чтобы повлиять уже и на экономику. Таким образом вопрос реформы христианского календаря к XVI веку встал во всей своей остроте. Понятно также, почему озаботилась им именно католическая церковь: восточные церкви, включая но не ограничиваясь, РПЦ и Константинопольской, в значительной степени независимы и от благосостояния своих прихожан, и от их мнения. Так сложилось исторически. А вот Католическая церковь к тому времени уже была вынуждена местами приспосабливаться к реальной действительности, одним из элементов этого приспособления и стала календарная реформа. Вместе с реформой собственно календаря, произведена реформа пасхалии и сейчас католическая пасха совпадает с астрономической. Почти всегда.

    Тогда же, в 1583 году папа Григорий XIII – по имени которого и называется нынешний гражданский календарь – отправил своему коллеге, Константинопольскому патриарху Иеремии II посольство с предложением перейти на новый календарь. Вопрос обсуждали на собранном по этому поводу Константинопольском соборе, глючность юлианского календаря признали, но менять что либо отказались и католиков, на всякий случай, в очередной раз отлучили.

    На сейчас

    В XX веке разброд и шатания продолжились, но в основном в стане православных (ортодоксальных) автокефальных церквей. Началось всё с Всеправославного конгресса 1923 года. Несмотря на название, на этом соборе были представлены далеко не все православные автокефальные церкви, и даже не те, которые объединяют большинство верующих, исповедующих православие. Даже если исключить из общего списка РПЦ (которая заведомо толще всех остальных вместе взятых). Этот конгресс принял целый ряд вполне вменяемых решений (могут же!), в частности переход летосчисления на новоюлианский календарь (похож на григорианский, но точнее) и об определении празднования Пасхи непосредственно на основании астрономических вычислений. Последнее, строго говоря, полностью соответствует духу и букве постановлений Первого Вселенского собора: и все в один день, и выполняются все четыре ограничения, сформулированные ещё Матфеем Властарем.

    Однако же, мира не настало: те кого на конгрессе (по разным причинам) не было, с решениями не согласились и в православном стане произошёл очередной раскол. Образовались старостильные (оставшиеся на юлианском календаре и кривой пасхалии) церкви и новостильные, принявшие новоюлианский календарь и определяющие дату пасхи исходя из объективных астрономических (строго говоря – самим Богом данных) событий. И, хотя нового всплеска взаимных отлучений не случилось, представители ново- и старо-стильных церквей руки друг другу не подают и совместных служений не проводят.

    Таким образом, на сегодня мы имеем целых три правильные пасхи:

    - астрономическая, с которой совпадает католическая и которую признают правильной новостильные православные церкви

    - еврейская (песах), которая случается в 14 день месяца нисан. И хотя у автора нет достоверных сведений, что кто-то из христиан празднует свою пасху именно в этот день или около (ближайшее воскресенье после), поручиться что таких нет нельзя. Тем более что одно время такая практика была повсеместной и потому может считаться вполне традиционной.

    - по юлианскому календарю, которую считают правильной старостильные православные церкви, в том числе и РПЦ.

    И это ещё не конец!

    На последней встрече патриарха нашего Кирилла и папы римского Франциска была озвучена мысль привести таки празднование пасхи к единой дате. При этом патриарх озвучил мнение, что негоже привязывать Праздник Праздников к Равноденствиям и Полнолуниям, словно какие язычники грамотные, а стоит назначить для него конкретную календарную дату. Идея, по большому счёту, здравая, но идущая настолько вразрез со всей прошлой церковной практикой и самими канонами (см. всё, что было выше сказано про Никейский собор), что её реализация несомненно приведёт к расколу и в РПЦ, и в Католической церкви, и добавит брожения в среде прочих православных церквей. И у христиан опять появится множество поводов друг друга взаимно проклинать и отлучать. Как того и требует христианское смирение... А епископа Иринея, увы, среди живых больше нет.

    И пара слов в заключение

    Сон разума, как известно, рождает чудовищ. Отсутствие разума открывает им широкую дорогу в жизнь. И история внутрихристианских разногласий по поводу пасхалии – тому отличный пример. И правда:

    Если они хотели максимально дистанцироваться от иудейской традиции и утвердить при этом единообразие, то зачем все эти пляски с бубнами вокруг Полнолуний и Равноденствий? Привязать пасху к конкретной дате ощеимперского (тогда – юлианского) календаря можно было ещё в IV веке. Это решало, заодно, и проблему единообразного празднования пасхи всеми христианами: календарь был в ходу по всей Империи и много где около и любой дурак мог посчитать дни с помощью зарубок. А уж любой приходской священник, из которых почти каждый умел читать, писать и считать, тем более.

    Если они хотели сохранить традицию, то 14 нисана со всем еврейским календарём им в помощь. Опять же, посчитать дни по этому календарю не на много сложнее чем по юлианскому. А календарь надёжный, точный, отработанный, да и с авторским правом такой напряжёнки как сейчас в те года не было.

    Ну а если же св. отцы так запали на астрологию, почему они в течение почти полутора тысяч лет столь рьяно преследовали и истребляли людей, без которых даже вычислить дату своего главного праздника не способны?