8 марта: С праздником! И о празднике...

  • вторник, 7 марта, 2017 - 14:19

    Сегодня, в разгар очередной аномальной весны, редакция сайта "По ту сторону..." поздравляет всех наших читательниц с прекрасным весенним праздником, посвящённым вам, прекрасные дамы! А через вас, источник радости и красоты этого мира, этот праздник стал праздником Света, Радости и Красоты.

    Однако же, стоит вспомнить, что 8 марта – второй в череде сугубо советских праздников, доставшихся нам от ушедшей советской эпохи (первым был 23 февраля), столетний юбилей начала которой мы отмечаем в этом году. Вот и поговорим об этом празднике.

    Значение

    Вообще говоря, клерикальные критики праздника 8 марта в чём-то правы. Изначально этот праздник возник как день борьбы за права женщин-работниц в буржуазном обществе, день феминистки и суфражистки. В первые годы советской власти 8 марта однозначно воспринимался как день женщины-революционерки и только в послевоенное время его революционный накал сошёл на нет и первый весенний праздник начали воспринимать как праздник женственности и красоты, да и собственно праздник начала весны.

    В этом смысле можно смело утверждать, что в ходе советской истории смысл праздника поменялся на противоположный, ибо феминизм начисто исключает женственность и наоборот.

    История: официально

    Официальная история 8 марта, как праздника женщины-суфражистки берёт своё начало с границы XIX и XX веков, из Соединённых Штатов Америки. Там движение суфражисток – движение за предоставление женщинам избирательного права – было особенно сильным.

    Сейчас, говоря о движении суфражисток той поры, многие, особенно представители клерикальных кругов, злобно шипят: "Проституток!", что в корне неверно. То-есть служительницы Той Что Жаждет, конечно, присутствовали в феминистическом движении той поры, но тон задавали не они. По большому счёту, суфражистки делились на два типа: с одной стороны – представительницы обеспеченных слоёв общества, которые лезли в политику тупо от нечего делать (частенько их мужья и братья попадали в революционное движение по той же самой причине, но вот именно среди женщин обеспеченных слоёв общества, проблема "нечего делать" стояла в то время особенно остро). С другой стороны в суфражистки шли фабричные работницы (и безработные), которых заедало (и совершенно справедливо) то, что за аналогичную работу им платили существенно меньше, чем коллегам-мужчинам. Наибольшее количество шума, именно как суфражистки, создавали суфражистки первого типа (богатенькие бездельницы), а вот фабричные работницы были гораздо более многочисленны и участвовали большей частью в том, что в СССР называли "классовой борьбой рабочего класса за свои права" – стачках, демонстрациях, когда на подхвате, а порой и как основная ударная сила, в зависимости от процентного соотношения мужчин и женщин на конкретной фабрике или в конкретной отрасли.

    Опять же, согласно официальной истории, первое такое выступление произошло аж 8 марта 1857 года (ровно 160 лет назад), в Нью-Йорке. Тогда работницы текстильной промышленности прошли маршем по улицам Манхэттена, требуя повышения зарплаты и улучшения условий труда. Мероприятие получило название "Марша пустых кастрюль".

    О том что происходило между серединой XIX и началом XX веков доподлинно неизвестно, но в начале XX борьбу за права женщин плотно оседлали социал-демократические партии (повторюсь: прежде всего – за права работающих в промышленности женщин). Тогда же возникла идея учредить особый день, к которому привязать большую часть этих мероприятий. Какое-то время разные партии в разных странах назначали Международный женский день на совершенно разные даты.

    Так, в 1908 году в США большой митинг за права женщин состоялся именно 8 марта, а вот уже с 1909 Социалистическая партия Америки назначает Национальный женский день на последнее воскресенье февраля (что вполне логично – основная целевая аудитория Женского дня – фабричные работницы, а им митинговать гораздо сподручнее именно в выходной). Такая традиция продержалась до 1913 года.

    В 1910 году представительницы США участвовали в конгрессе II Интернационала и занесли туда идею сделать свой Национальный женский день международным. Идея понравилась и главным промоутером этой идеи стала Клара Цеткин. Тогда же, на конгрессе II Интернационала, постановили праздновать Международный женский день именно 8 марта, в память о событиях 1857 года.

    Постановить-то постановили, однако разнобой в праздновании ставшего уже международным Женского дня сохранялся.

    В 1911 году его отмечали 19 марта,

    в 1912 – аж 12 мая

    в 1913 – в разных странах по разному, где-то 2, где-то 9, а в Германии даже 13 марта

    И только в 1914 добились синхронности, отметив этот день по всей Европе и в США именно 8 марта. Такому успеху в немалой степени способствовало то, что в тот год 8 марта выпало на воскресенье. Заметим, что везде речь идёт о 8 марта по новому стилю.

    В 1917 получилось довольно интересно: 8 марта (которое было 23 февраля по старому стилю) стихийные хлебные бунты (читай – погромы и грабежи хлебных лавок и магазинов), благодаря проводимым на заводах мероприятиям, посвящённым Международному женскому дню, переросли в организованные стачки и демонстрации. Что и считается официальным началом Февральской революции. Совпадение дат (23 февраля и 8 марта), которые обе вошли в советскую коммунистическую литургию, а также имеющиеся вопросы по поводу обоснованности выбора 23 февраля как дня рождения Красной Армии, дают основания для самых разнообразных конспирологических построений.

    В 1921 году 8 марта было учреждено как Международный женский день именно в память о событиях 1917 года и об участии женщин в этих событиях. Уже без отсылки к решениям II Интернационала.

    А с 1966 года 8 марта стал выходным днём в СССР.

    В 1975 году 8 марта объявила Международным женским днём ООН. Так что сейчас 8 марта вполне себе международный праздник (ну или, как минимум, знаменательный день, кому как больше нравится), официально признанный таковым международным сообществом на самом высоком уровне. Как бы кому-то не хотелось утверждать обратное.

    Конспирологические версии происхождения

    8 марта = пурим для гоев

    Довольно популярная версия в кругах клерикальных конспирологов. В доказательство этого заявляют что де пурим в год "официального" признания 8 марта международным коммунистическим движением пришёлся именно на 8 марта. И хорошо если называют при этом именно 1910 год. Впрочем, последнее не критично, потому как к реальности это "доказательство" не имеет никакого отношения.

    Информацию о том, что такое пурим можно найти в Библии (книга Эсфири) и Интернете, куда я и отсылаю интересующихся. Основанием для отождествления пурима и 8 марта стало то, что главным действующим лицом той давней истории была девица по имени Эсфирь, а сам пурим случается в марте. Ну и большой процент евреев в верхушке коммунистического движения начала XX века. На самом деле никакхи других обоснований для этого отождествления нет.

    Пурим славят 14 адара. Поскольку еврейский календарь – лунно-солнечный, установить точное соответствие его дат датам григорианского календаря в принципе невозможно: любая дата еврейского календаря будет каждый год смещаться относительно григорианского календаря и в перёд и назад. Циклично и оставаясь в некоторых рамках, но рамки эти достаточно широки. Если посмотреть интересующие нас даты, то:

    в 1857 году пурим пришёлся на 10 марта (8-е было предшествующим ему воскресеньем)

    в 1908 ( когда, собственно и заварилась эта эпопея с Женским днём) на 17 марта

    в 1909 на 7 марта, вроде как близко, но американские социал-демократки славили в тот год женский день 28 февраля.

    в 1910 (год учреждения Женского дня как международного и официального его назначения на 8 марта) пурим случился 25 марта

    в 1911 на 14 марта (Женский день славили 12)

    в 1912 на 3 марта – с 12 мая никак не коррелирует

    в 1913 на 23 марта, что близко не лежит к интервалу между 2 и 13 – днями празднования Женского дня в разных европейских странах

    в 1914 на 12 марта, а Женский день славили 8, синхронно в Европе и США.

    Как видите, при желании некоторую связь, с большими натяжками, найти можно, но натяжки получаются очень уж большие, да и есть совершенно невозможные выбросы (самые яркие – 1912 и 1913 годы).

    В интересующий нас период пурим попал на 8 марта именно в 1917 году и именно этот день стал официальным началом Февральской революции. Это даёт хорошую основу для конспирологических рассуждений, но эти рассуждения уже не имеют отношения к конкретно Женскому дню.

    Впрочем, с некоторой натяжкой можно привязать к пуриму 8 марта 1857 года (с которого-то всё и началось). Тогда 8 марта было ближайшим к пуриму воскресеньем. Но, опять же, чтобы эта привязка сложилась надо как-то очень сильно натягивать. Да и сама суть праздника пурим не в прославлении иудейских женщин вообще и Эсфири в частности, а празднование победы над врагом.

    Связь с древними традициями

    Тут нас тоже ждёт большое разочарование. Значимых праздников, выпадающих на 8 марта (+/-, естественно) нет ни в католической, ни в кельтской, ни в германской традиции. Можно, конечно, попытаться притянуть за уши великий пост в католичестве и лютеранстве, но в 1857 году 8 марта было вторым воскресеньем этого поста, так что "Марш пустых кастрюль" на карнавальное шествие никак не тянет.

    Единственное, что удалось найти – некоторые соответствия в древнеримском календаре: 8 марта римляне славили Вакха и Ариадну, а 10 – Венеру. Однако, найти следы этих праздников в средневековье и, тем более, в новом времени мне так и не удалось. По всей видимости, эти праздники были не столь значимы и популярны, чтобы оставить заметный след после христианизации Империи. Так что если тут и есть связь, то только на уровне глубинной памяти архетипов, но никак не через прямое наследование традиций (как случилось с 1 мая). Впрочем, архетипы порой работают очень мощно и совершенно неожиданными путями, так что связь нашего 8 марта с этими древними праздниками исключать нельзя.

    Но на казуальном плане мы, скорее всего, имеем тот редкий случай, когда официальная версия истории праздника абсолютно правдива: В далёком 1857 году, погожее весеннее воскресенье показалось нью-йоркским ткачихам достаточно подходящим, чтобы побунтовать и заявить о своих проблемах публично, а их последовательницы на границе XIX и XX веков увековечили память об этом событии, учредив соответствующий праздник. Впрочем, изменение смысла праздника в процессе его исторического развития снова отсылает нас к древним архетипам и сегодня 8 марта мы прославляем скорее Венеру, нежели бунтующую ткачиху с кастрюлькой.